Тонировка стекол по ГОСТу: что нужно знать автовладельцу 2025
Если пленка не соответствует стандартам ГОСТ, ее рано или поздно придется удалить. Правила, регулирующие использование тонировки на стеклах автомобилей, прописаны в документе «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». В приложении к этому документу содержится пункт 7.3, где указаны все неисправности и условия, при которых эксплуатация авто запрещена.
Так, автомобиль нельзя использовать, если на нем установлены предметы или нанесены покрытия, которые ограничивают обзор с водительского места. В 2020 году Министерство транспорта обновило эти нормы, чтобы привести требования по тонировке в соответствие с современным ГОСТ 2016 года.
Основные требования к тонировке
Согласно стандарту ГОСТ 33997-2016, светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол автомобиля должна составлять минимум 70%. Ранее ГОСТ требовал 75% для лобового стекла и 70% для боковых.
А вот задние стекла (включая боковые) не ограничены в степени затемнения. Их можно тонировать полностью.
Как проверяют тонировку
Измерением светопропускаемости стекол занимаются сотрудники ГИБДД. Для этого используются специальные приборы. Перед началом процедуры водитель вправе осмотреть оборудование, чтобы убедиться в отсутствии загрязнений или пленок на датчиках.
Если водитель сомневается в точности показаний, он может запросить повторное измерение в присутствии двух понятых. Также он имеет право проверить наличие сертификата на прибор и его пломб.
Важно учитывать, что замеры возможны только при соблюдении определенных условий: температура, влажность, давление должны соответствовать нормативам. Например, влажность должна быть в диапазоне от 40% до 80%, а давление — от 86 до 106 кПа. Если условия не соблюдаются, результаты проверки можно оспорить.
Штрафы за нарушение норм
На 2025 год штраф за тонировку, не соответствующую ГОСТ, составляет 500 рублей (ст. 12.5 КоАП). Если оплатить его в течение 20 дней, можно воспользоваться скидкой в 50%.
При согласии устранить нарушение на месте водитель может отделаться предупреждением. Если снять пленку сразу невозможно, инспектор выписывает штраф и предписание на устранение с конкретным сроком — обычно это 10 дней.
Если нарушение не устранено вовремя, при повторной проверке водитель рискует получить штраф в размере 2–4 тыс. рублей или арест на срок до 15 суток. Однако такие меры может назначить только суд. Обычно для первичных нарушений ограничиваются штрафом, но регулярные нарушения увеличивают вероятность ареста.
Законная тонировка
В России сложно обеспечить тонировку по ГОСТ, так как даже новые стекла пропускают свет не на 100%. Если автомобилю несколько лет, светопропускание может упасть до 90%. Это значит, что допустимо затемнять стекла только на 15%, но такая тонировка неэффективна.
Для боковых стекол второго ряда и заднего стекла ограничений по затемнению нет, кроме зеркального эффекта, который запрещен. Также на верхней части лобового стекла разрешена прозрачная цветная полоска шириной до 14 см, защищающая от солнца.
Способы нанесения тонировки
Многие автопроизводители выпускают машины с заводской тонировкой, соответствующей нормам. Однако российские водители часто предпочитают наносить тонировку самостоятельно. Это может быть:
- Напыление металла или полимера. Этот способ менее качественный, чем заводская тонировка, и приводит к царапинам. Удалить такую тонировку невозможно — потребуется замена стекла.
- Пленка. Наиболее популярный вариант, позволяющий быстро и недорого затонировать стекла. Ее можно легко снять без повреждений стекла.
Важно помнить, что пленка должна соответствовать ГОСТ. В противном случае ее придется удалить.