Как перетянуть руль своими руками?

Руль является не только одной из самых важных деталей автомобиля, но и заметной частью интерьера салона. Когда портится его обивка, водитель начинает испытывать неудобства во время вождения. Кроме того, осыпающиеся куски наполнителя пачкают пол и сидения машины. Предлагаем подробнее разобраться, как самостоятельно поменять покрытие рулевого колеса автомобиля.

Самостоятельно перетянуть руль в авто

Причины обветшания обивки и подготовка к перетяжке

Рано или поздно даже в самой дорогой машине портится внешний вид рулевого колеса, ведь у всех материалов есть свой срок годности. На состояние руля влияют многие внешние факторы: интенсивное использование, холод и прямые солнечные лучи. Обшивка будет служить разное время в зависимости от того, где хранится машина (в гараже или на улице), ведь сквозь лобовое стекло она может подвергаться воздействию ультрафиолетовых лучей.

Когда руль теряет привлекательный внешний вид, владельцы авто обычно обращаются для ремонта в автосервис. Такая мера вовсе не является обязательной – процедуру можно выполнить и самостоятельно. Вначале необходимо подобрать подходящий материал и потренироваться прокладывать швы. Когда все необходимое будет готово, рекомендуется изучить технологию перетяжки обивки руля и только после этого приступать к работе.

Материалы для перетяжки рулевого колеса

Полотно для перетяжки руля выбирают по нескольким характеристикам: комфорт, долговечность и внешние характеристики. Предлагаем рассмотреть свойства самых популярных материалов для обивки рулевого колеса.

  • Кожа. Натуральная кожа является дорогим и роскошным материалом – такая отделка показывает статус владельца и отлично вписывается в салон автомобиля. Для перетяжки рулевого колеса подходит только особенный вид кожи – нельзя использовать в таких целях материал для изготовления обуви или одежды. Самая подходящая толщина обшивки – 1,5 мм. Такую кожу будет достаточно легко проколоть иглой, и в то же время она не износится слишком быстро.
  • Экокожа. Полотно, напоминающее по своим характеристикам натуральную кожу. Материал эластичный, отлично прилегает к рулевому колесу и не образовывает заломов. Благодаря особому методу производства он сохраняет свои свойства весьма продолжительное время даже при интенсивном использовании. Главное преимущество экокожи – большая палитра оттенков, позволяющая подчеркнуть любой дизайн салона авто. Кроме того, материал выглядит практически идентично натуральной коже, при этом стоит существенно дешевле.
  • Замша. Алькантара, которую чаще называют искусственной замшей, часто применяется для обивки кресел и руля в салоне автомобиля. Это бархатистый, мягкий материал, обеспечивающий хорошую сцепку – руки не будут скользить по рулю, обтянутому таким полотном. Алькантара благодаря своей структуре хорошо сохраняет тепло – это преимущество очень важно для районов с суровыми зимами. Искусственная замша устойчива к влаге и УФ-излучению, поэтому сохраняет свои свойства весьма продолжительное время. Материал можно пылесосить и мыть с мыльным раствором в том случае, если на нем появились пятна.
  • Ткань. Тканое полотно не так популярно для перетяжки руля, ведь оно очень быстро изнашивается, пачкается и его сложно чистить. Тем не менее, некоторые владельцы авто выбирают именно тканевую обивку, предпочитая долговечности комфорт. Наиболее популярные полотна для перетяжки руля – велюр и флок. Первый материал отлично пропускает воздух, сохраняет тепло, что исключает неприятные ощущения во время вождения зимой, однако служит совсем недолго. Второй тип ткани способен сохранять свои свойства немного дольше, ведь он прочный и не боится влаги. Минус флока в том, что он притягивает и собирает в себе пыль.

При перетяжке руля вовсе не обязательно ограничиваться одним типом материала – можно сделать комбинацию из двух видов тканей, сочетающихся между собой.
Разновидности швов

Правильное выполнение швов предназначено не только для надежного закрепления материала – в некоторых случаях проложенные стежки выполнят декоративную функцию. Рассмотрим несколько самых популярных методов соединения деталей обивки.

  • Макраме. Для создания шва лучше всего выбирать прочные нити, например, от немецкого производителя Gutermann, чтобы случайно не порвать их во время работы. На выкроенных деталях обивки необходимо сделать разметку на расстоянии 4-5 мм от края, после чего проложить по намеченным линиям параллельные машинные строчки или ручные стежки «за иглой». Далее вручную сформировать нитками шнуровку из двух ниток, используя проложенные параллельные строчки в качестве петель (для удобства лучше втянуть нитку в иглу). При шитье необходимо пропускать каждый второй стежок и затягивать шнуровку только после завершения переплетения.
  • Спортивный. Выполняется аналогично шву макраме, однако при формировании шнуровки стежки не пропускают – протягивают нить в каждую петлю. Спортивная строчка создает более плотный и структурированный рисунок.
  • Елочкой. Для шитья понадобится крепкая нить и две иглы. На выкройках создают зеркальную разметку – линию в 5-6 мм от краев и точки вдоль среза с шагом 6-7 мм. Далее необходимо продеть нитки в иглы, завязать узелки и закрепить их с изнаночной стороны выкройки. После этого можно начать сшивать края одновременно двумя нитками через намеченные точки так, как шнуруют кроссовки. Готовая строчка напоминает стрелки или елочку – благодаря второй ассоциации шов и получил свое название.
  • Крестиком. Подготовка к шитью аналогична предыдущему методу: создается разметка и в две иглы протягиваются прочные нити. Вначале узелки прячут на изнаночной стороне, после чего проводят первую иглу наискосок так, чтоб получилась половина креста. Такую же процедуру проводят со второй иглой, создавая зеркальный стежок. Важно соблюдать последовательность, как при шнуровке, например, всегда первым прокладывается правый стежок.

Чтобы шов был качественным и красивым, лучше перед выполнением перетяжки потренироваться на ненужном кусочке ткани. Это особенно важно в том случае, когда необходимо создать кожаную обивку, ведь на коже от иглы остаются проколы, а значит, есть лишь один шанс сделать правильный стежок.

Технология замены покрытия руля

Подобрав материал и потренировавшись создавать швы, можно приступить к перетяжке руля. Рассмотрим подробнее последовательность обработки обивки рулевого колеса.

  • Снятие руля. Менять обивку на установленном руле неудобно и сложно – чтобы не наделать ошибок, лучше его снять. Снимите старое покрытие и очистите руль от клея и ниток.
  • Создание выкройки. Руль обматывают пищевой пленкой там, где должна быть обивка, после чего плотно покрывают малярным скотчем. При помощи маркера создают разметку – делят покрытие на четыре части и проводят ровную линию по внутренней части рулевого колеса (место соединения декоративным швом). Детали нумеруют, после чего будущая выкройка разрезается по намеченным линиям и снимается с руля. Лекала переводят на плотную бумагу и вырезают.
  • Проверка лекал. Аккуратно примерьте бумажные элементы на руль. Если в каких-то местах лекала накладываются друг на друга – слегка подрежьте лишнее.
  • Выкройка деталей. Приложите готовые лекала к ткани, обведите и оставьте по всем срезам припуски по 1-1,5 см. Выкройки увеличивают для того, чтобы при помощи дополнительной ткани по краям соединять между собой детали. Вырежьте элементы из ткани, не забывая про припуски.
  • Обметывание краев. Необходимо обработать срезы в том случае, если выбранный обивочный материал осыпается.
  • Сшивание деталей. Ориентируясь по номерам на лекалах, соедините между собой детали, оставляя нетронутым внутренний шов. В результате должно получиться замкнутое кольцо. Припуски разложите и закрепите так, чтобы они не мешали надевать чехол на руль. В зависимости от материала, срезы закрепляют по-разному: кожу и экокожу склеивают специальным клеем, замшу приклеивают клейкой лентой, а ткань – утюжат.
  • Создание разметки. Наметьте на внутреннем шве отступ от края и подготовьте разметку для будущего шва. Не забудьте перед началом шитья загнуть припуски.
  • Установка чехла на руль. Аккуратно натяните кольцо на рулевое колесо так, чтобы срезы и наметки на них совпали.
  • Создание отделочного шва. Постепенно соедините внутренний срез выбранным швом. Там, где материал уходит под кнопку звукового сигнала руля, используйте для закрепления клей вместо ниток.

После прокладывания внутреннего шва установите руль на место – на этом этапе перетяжка завершена.